Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
24.03.2019, 10:28
VIA CERTA
Главная Статьи Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи [36]

Наш опрос
Моя жизненная позиция
Всего ответов: 346

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Последние добавленные статьи
Главная » Файлы » Статьи

Артемис и амазонки
[ ] 05.07.2009, 18:19

На третьем десятке лет моей жизни я приступила к исследованиям относительно культур Богини древнего мира. Мое академическое исследование подогревалось пробудившимся интересом к шаманизму, и я подкрепляла свою интеллектуальную работу реальными экспериментами в этой области. Я была особенным образом заинтересована местностями вокруг Средиземного и Черного морей, прежде всего Грецией (включая остров Крит и Эгейский архипелаг), затем Мальтой, Египтом и Северной Африкой; интересовали меня также Турция (до некоторой степени еще и Сирия, Палестина, Израиль, Иран и Ирак), Балканы и то, что Мария Гимбутас называла Старой Европой (до вторжения индоевропейцев). Я всегда с огромным интересом относилась ко всему, что связано с перемещениями целых народов из одной местности в другую, как об этом засвидетельствовано в многочисленных музейных экспонатах, преданиях и поговорках, которые появились в различных областях мира одновременно или в разные времена. Благодаря предубеждениям, присущим людям ХХ века, направленным против исследования "культурного распространения", мне неоднократно говаривали: "Вики! Что Вы такое несете?!" Однако в настоящее время, благодаря последним двадцати годам интенсивных археологических раскопок и изобретению наиболее точных способов определения датировки находок, которые подтвердили множество моих мнений, я изложила их в моей первой книге - "Материнский мир: путь к Богине". Хотя на первый взгляд она может показаться собранием догадок (в "Материнском мире" содержится описание 78 образов Богини, восстановленных мною вместе с Карен Вогел в конце 1970-х годов), в действительности она является интуитивно воссозданной историей древнего мира.

Образы Матери мира, сосредоточенные главным образом в Северной и Южной Америке, Европе и Африке, а также в Центральной, Восточной и Южной Азии, сменяются неким своего рода пробелом. Хронологически сложилось так, что пик расцвета искусства в Ее честь приходится на VII тысячелетие до н.э., приблизительно к начальной стадии Бронзового века; интерес к Ней начинает угасать в первой половине III тысячелетия до н.э., когда патриархальный милитаризм начал сменять собою мирный сельскохозяйственный образ жизни во всех вышеупомянутых областях. Последние три года я сосредоточила внимание на вопросе исследования жизни женщин на протяжении Бронзового и Железного веков, а также на изучении женского присутствия среди кочевников Центральной Азии.

Линзой, сфокусировавшей основной мотив моих исследований, стала информация о древних женщинах-воительницах, которых Геродот и другие историки-классики, скупо упоминая о них, называют "Амазонками". Западная история всегда рассматривала эту информацию всего лишь в качестве мифа, не воспринимая ее всерьез, - даже Мария Гимбутас в них не верила! Тем не менее, когда я в первый раз приехала в Турцию, то узнала, что местные историки воспринимают сказания об Амазонках как о реальных женщинах, разводивших лошадей, бившихся в сражениях и основавших множество важных городов, которые они называли именами своих королев, около 2000 г. до н.э. В Стамбуле, на выставке под названием "Девять тысяч лет Анатолийской Женщины" я впервые увидела своими глазами оружие, извлеченное археологами из могилы женщины-воительницы. Начиная с того времени, я обнаружила много удивительных связей между королевами Амазонок Бронзового века и более поздними, классическими Амазонками V столетия до н.э.; также я увидела их гипотетические связи с до-буддийскими Йогинями и Ведьмами-Дакини [1] на всем пространстве Центральной Азии и в Тибете.

Местность, которая больше всего очаровала меня - Чатал-Гуюк в Неолитической Анатолии (современная Турция). Здесь археолог Джеймс Меллаарт нашел красивые женские скульптуры и красочные фрески, изображающие Великую Богиню Мать горы и Ее жриц. Эти изображения, как я заметила, имеют большое сходство с неолитической Богиней-Змеей на о. Крит (приблизительно 6.000 лет до н.э.), и являются общим мотивом для всех древнейших мирных сельскохозяйственных обществ. Археология все больше убеждает нас в том, что идея почитания Женского Божества - вовсе не феминистический бред, как считают некоторые, а историческая реальность. Подобным образом, изучая культуру Средиземноморья V тысячелетия до н.э., исследуя острова Мальту и Сицилию с их древними каменными храмами Двойной Женщины и знаменитыми статуэтками "Мальтийских Толстух", обнаруженными в местных святилищах, я подумала об их поразительной схожести с изображениями толстых Женщин Будды и находками Чатал-Гуюка. Промежуток времени более чем в две тысячи лет делает почти невозможным стандартизировать археологические представления той эпохи.

Роберт Грейвс захватил мое воображение своей книгой "Белая Богиня", в которой его собственное исследование привело его к убеждению, что поскольку милитаристские патриархальные племена истребляли сельскохозяйственные общины, поклонявшиеся Богине Матери, то жрицы Древней Религии были вынуждены мигрировать к священным пещерам на островах в поисках убежища, забирая с собой священные изображения и информацию о таинствах, чтобы сохранить их от полного уничтожения. Острова вроде Мальты, Крита, Киклад, Кипра, Ирландии и Шотландии, и даже Исландии, вполне могли соответствовать их целям. Грейвс описывает жриц как обладавших ответственностью за сохранение древних священных писаний и алфавитов, особенно гласных звуков, которые не были записываемы, но использовались во время мистерий в виде "мантр" или коллективного возглашения. Эти древние писания, подлежавшие спасению, содержались на круглых глиняных табличках в мешках из козлиной кожи, на которых изображались лица Горгон как предупреждение к непосвященным. Я недавно посетила Италию и видела надписанные мантры на этрусских экспонатах, а также ранние нерасшифрованные тексты и лица Горгон на них; все эти находки были извлечены из тысяч древних могил.

Первым современным трудом, подтверждавшим мои исследования, была книга Мерлин Стоун "Когда Бог был Женщиной", вышедшая в печать в конце 1970-х годов, как раз в тот период, когда мы с Карен разрабатывали платформу "Материнского мира". Чуть позже, в 80-х годах, я обнаружила работу Марии Гимбутас. Ее книга "Боги и богини Старой Европы", позже переизданная под названием "Богини и боги Старой Европы", явилась произведением, упорядочившим все собранные к тому времени материалы по данной теме. Это была Гимбутас, та самая, которая впервые представила краткий, но последовательный археологический обзор на основании всех имеющихся на тот момент сведений. Ее работа была радикальной и стала объектом жалоб и почти истеричных обвинений со стороны археологических учреждений; тем не менее, недавно проведенные раскопки подтвердили истинность ее заключений.

Выражаясь научным языком, проблема состояла в том, что в письменных археологических отчетах и записях существовали огромные временные промежутки, из-за чего возникали трудности в доказательстве многих вещей, которые могли бы быть истинными для людей древности. Совсем недавно к работе подключились лингвисты, оказав большую помощь в заполнении этих пробелов; до некоторой степени они определили диапазон различных языковых групп и установили приблизительное время, когда могли иметь место племенные разногласия, приводившие к возникновению множества диалектов. Как оказалось, согласно лингвистическим источникам, древние люди в своем мире имели между собой крупные торговые контакты и довольно часто мигрировали к самым отдаленным местностям. Поскольку лингвистические заключения вполне согласуются с наличием археологических экспонатов, то мы можем ясно увидеть общую картину мира того времени - древняя культура Богини Матери была распространена очень широко, продолжая существовать и в последующих тысячелетиях, сначала как полноводная река, а позже - подобно неиссякаемому подземному потоку.

Двадцать лет назад мы с Карен Вогел имели обыкновение обсуждать вероятность связи культур древнего Египта (особенно во время вторжения гиксосов) и острова Крит; это предположение было высказано недавно Мартином Берналом в его изданиях "Черной Афины". В течение последнего года я располагаю двумя цветными ксерокопиями, которые держу на своем столе: это - золотое ожерелье Двойных Богинь из Алакагуюка, Турция (Бронзовый век), и золотое же ожерелье с изображениями двуглавых орлов из Микен, Греция (по времени более позднего изготовления, чем Бронзовый век). Даже для меня поначалу было проблемой связать между собой эти столь похожие находки, но именно они привели к выводу о широком "двойном правлении" королев, о котором упоминает Геродот, говоря об Амазонках. Представьте, как синхонизировались события во время моей работы, когда я прочла теорию Бернала о том, что гиксосы, степной народ, были теми самыми людьми, что основали Алакагуюк, а затем, вплоть до свержения их власти, управляли Египтом, откуда колонизировали остров Крит (со столицей в Кноссе), и они же являлись создателями золотых изделий из захоронений в Микенах! (Эта теория явилась подтверждением моих догадок относительно 500-летнего промежутка в археологических записях, отделяющего Алакагуюк от ранних Микен.)

Двадцать лет назад одной из моих любимых настольных книг было замечательное произведение "Из земли скифов", где представлены фотоматериалы захоронений, раскопанных в России и в Сибири; эта книга чрезвычайно будоражила мое воображение. Особенный восторг у меня вызывало изображение останков женщины, увенчанной золотой короной; на ее одежде крепились сотни золотых пластинок. Авторы книги не называли ее королевой или жрицей, но для меня это стало ясным указанием на то, что Роберт Грейвс и более ранние исследователи, такие как Иоганн Бахофен и Роберт Бриффаулт, были на верном пути, говоря о материнском праве и матриархате. У меня создалось ощущение, что красочные фетровые седельные накидки с изображениями грифонов были воспоминанием моей прошлой жизни, и теперь мне посчастливилось приобрести распечатку книги "Замороженные могилы Сибири", в которой знаменитые захоронения Пазырыка [2] описываются самым подробным образом. Вообразите мое восхищение, когда при посещении музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге в прошлом году я воочию увидела эти сокровища!

Когда три года назад я повстречала в Беркли археологиню Джаннин Дэвис-Кимбалл и услышала ее лекцию в Калифорнийском Университете о захоронениях Амазонок на территории России, - она сумела это доказать в результате четырехлетних раскопок, - это было подобно откровению для меня. Она продемонстрировала слайды, на которых были запечатлены женские захоронения в сарматских племенах, датирующиеся VI столетием до н.э.; эти находки были сделаны в областях между Черным и Каспийским морями и Уральскими горами (неподалеку от моей "Золотой Женщины", могила которой была найдена в Северном Причерноморье, ныне относящемся к территории Украины). Она описала сарматские захоронения "обычных" женщин с общепринятым похоронным набором артефактов (например, витые раковины), жриц с их культовыми предметами (алтарями, сосудами, зеркалами и кусками белого гипса), женщин-воительниц с их оружием (включая бронзовые и железные наконечники стрел) и несколькими вооруженными мужчинами. Мне хотелось подпрыгнуть от радости.

Остальное - история. Я вступила в контакт с Джаннин, и она оказалась открытой для совместного объединения усилий и обмена информацией со мной; это сотрудничество помогло мне обрести опытную наставницу, руководствуясь советами которой я изучаю жизнь кочевников, обитающих поныне в степях Евразии, - потомков тех людей, что жили двадцать пять веков тому назад при культуре Амазонок. В августе прошлого года состоялась наша удивительная трехнедельная исследовательская поездка по Черному морю (и особенно по Азовскому, в древности называемому Меотийским озером), а также по реке Дон (древнее название - Танаис) и по реке Волге в Уральских предгорьях, которые технически отделяют Европу от Азии. В музеях и архивных хранилищах мы встречались с русскими археологами и осматривали артефакты из женских захоронений, многие из которых были богато украшены золотом, серебром и прочими драгоценностями, а также оружие и так называемые "культовые" принадлежности вроде переносных алтарей, цепочек, костяных ложек и курильниц для ладана, относящихся к более позднему периоду. Знаменательно, что в захоронениях более поздних времен встречается гораздо меньше предметов "природного искусства", зато увеличивается количество оружия; из этой метаморфозы становится предельно понятно, как постепенно эта область милитаризировалась, и в результате увеличения завоевательных действий мирные оседлые народы подверглись ассимиляции в среде более воинственных соседей.

Готовясь к этой поездке, я решила сделать цветную ксерокопию фотографии так называемой "Скифской Королевы", поскольку это захоронение, расположенное поблизости от курганов Семи Братьев [3] около Азовского моря входило в сферу наших исследований. Я никак не могла взять в толк, почему ее нога была странным образом согнута при похоронах, и это заставило меня вспомнить о классической позе Дакини на изображениях, относящихся к культуре Тибетского буддизма. Я использовала фигуры Черных Дакини при художественном оформлении обложки моей книги "Женщина-Шакти", а ритуалистику этой религии перед тем я изучала в течение более чем десяти лет. Я хочу сказать, что в интуитивном исследовании необходимо доверять даже самым причудливым ассоциациям, если они хоть о чем-то говорят. Поэтому я взяла в эту поездку по России еще и две цветные ксерокопии изображений Дакини вместе с ксерокопией останков "Королевы".

Еще одним специалистом в этой поездке была женщина из России по имени Мария Гореева, археологиня из автономной области Калмыкии, где проживают приверженцы монгольского буддизма в Тибетской (ламаистской) традиции. Мария Гореева является директрисой музея в Элисте, столице Калмыкии. Ее музей оказался наполненным экспонатами, относящимися к буддизму в истории калмыков, а также и более древними артефактами из сарматских захоронений, которые, как выяснилось, весьма нередки в этой области. Мы посетили семь или восемь музеев на берегах Волги и Дона, и обнаружили там множество археологических подтверждений о сарматских женских захоронениях; как выясняется, эти женщины в действительности и были Амазонками, о которых упоминал Геродот. Двое археологов нашей экспедиции к тому же высказались в пользу мнения, что заинтересовавшая меня согнутая нога "Скифской Королевы" - это и есть "поза Дакини". Далеко не все женщины захоранивались в такой позе, чтобы можно было получить в этом полную уверенность - но этого оказалось достаточно, чтобы развеять возникшее было недоумение.

Я продолжала поездку по России, уже понимая, что почти несомненно Амазонки были последним остатком более ранних культур Богини, которые я исследовала в течение двадцати лет; мне оставалось только отыскать соответствующую документацию, чтобы окончательно утвердиться в своем предположении. Видимо, совсем не случайно самым ранним проявлением шаманизма в Сибири был женский шаманизм, связанный с культом созвездия Большой Медведицы и Великой Богини Артемис; имя Артемис относилось также и к Великой Богине Чатал-Гуюка в VII тысячелетии до н.э., и к культу Амазонок в V веке до н.э. - на семьдесят столетий позже!

Работая над книгой "Двойная Богиня", я начала с описания двуглавых женских статуй в Палестине, относящихся к VIII тысячелетию до н.э.; в этой местности с глубочайшей древности было распространено сельское хозяйство. Затем я перешла к двойным изображениям Богини в Чатал-Гуюке, где земледелием занимались с VII тысячелетия до н.э. Подобные изображения были найдены также в Греции и на Балканах периода Неолита (VI-V тысячелетия до н.э.) и в северной Сирии и Анатолии, в слоях, относящихся к Бронзовому веку. Турецкие археологи пришли к выводу, что королевы Амазонок основали в Турции свои главные города, названные их именами, в Бронзовом веке (около 2000 г. до н.э.), и более поздние историки вроде Геродота (450 г. до н.э.) описывают государство Амазонок с "двойным правлением" королев - одна из них правила внутри страны, вторая вела военные действия. Таким образом, я выдвинула теорию, что изображения Двойной Богини - это символ двух королев и "двойного правления", мирного и военного одновременно; эта символика ясно указывает на эгалитаризм женского правления, одинаково успешного во всех сферах и способного представлять собой женский суверенитет.

Эта поездка не только подтвердила мои предположения относительно богатых захоронений воительниц и жриц, но еще и побудила меня к тому, чтобы увидеть, что сами Амазонки являлись частью огромной "конфедерации" евразийских племен, по крайней мере в Бронзовом веке, в классическом периоде и в раннем Средневековье, во время существования Шелкового Пути [4] и на стадии становления Тибетского буддизма, изобилующего изумительными женскими изображениями, построенными на сюжетах мистического танца Дакини, "Небесных Спутниц". Теперь я погрузилась в изучение тибетских текстов до-буддийского периода, в которых говорится о "Бон Йогинях" и "Йогинях-Королевах", соединяя информацию об их происхождении с понятиями "Демониц" и "йети", и отыскивая ссылки на более ранние женские врачебные практики, известные как деятельность Ведьм-Дакини. Тибетская религия, предшествовавшая буддизму и сопротивлявшаяся его наступлению, называлась "Бон", - это название означает приблизительно "чтение мантр", - и представляла собой собрание магических ритуалов, призванных помочь достижению здоровья и счастья. Тибетский буддизм сформировался в период между VIII и XII столетиями, в то же самое время, когда в Северной Индии уже действовали тантристские "Храмы Йогинь"; несомненно, как считают ученые, методики Ваджраяны частично прибыли именно оттуда. Миранда Шоу в книге по индуистской йоге "Просвещение страстью" уже исчерпывающе доказала, что в формировании буддизма центральное место занимали женщины; в ее книге содержатся песни йогинь и их украшения из кости.

Я сильно подозреваю, что корни всей иконографии Дакини могут быть обнаружены в Средней Азии и стране Амазонок, а также в захоронениях могущественных королев-жриц в замороженных могилах Пазырыка, в Алтайских горах и в бассейне Тарима в Тянь-Шане. Непрерывная связующая нить ведет нас к голосам древних пророчиц и ритуалам женского шаманизма, имеющего древнейшее происхождение на Земле. Нет сомнений, что все эти столь различные народы все же находились между собой в самой тесной связи благодаря Шелковому Пути; кроме того, бесспорно, еще в более ранние периоды люди с севера проникали в Индию. Еще следует заметить, что культура долины Инда (Хараппская цивилизация) [5] уже в период Неолита оказывала мощное влияние на кочевников окрестных степей во время их общественного развития, прежде всего в южных областях Центральной Азии.

Рядом с женскими останками и мумиями в степных захоронениях были обнаружены сосуды (предназначенные для кумыса, кобыльего молока), зеркала (для колдовства и гаданий), гипс (согласно исследованиям Роберта Грейвса, жрицы при отправлении ритуалов белили гипсом свои лица), переносные алтари для жертвоприношений, и, очень часто, собственное оружие женщин - мечи, кинжалы и наконечники стрел. На головах некоторых из них - высокие уборы (иногда достигающие трех футов высоты), а на них часто встречаются изображения всадника, держащего в руках ритон [6], прибывающего в тронный зал Богини, чтобы услышать пророчество. Такие же изображения были найдены на знаменитом Пазырыкском ковре (самый ранний из известных плетеных ковров, IV в. до н.э.), на золотых пластинках, вшитых в одежду людей в Пазырыкских захоронениях, а также в других так называемых "скифских" местностях - во Фракии (Балканская Европа), в Италии времен владычества этрусков, и в Анатолии. Эти пророческие функции женщины все еще живут и действуют в культурах Восточной Азии, например, в Корее и Японии, а также во всей Сибири, Монголии и Тибете, где они скрываются под видом шаманства (или, как принято выражаться в негативном смысле, трансового медиумизма).

Наиболее вероятным представляется, что пророческие функции евразийских жриц, расцветшие еще в древнейшей Африке, были перенесены в Грецию, Анатолию и Центральную Азию через Египет, находившийся в то время под их глубоким влиянием. Понятия двух королев, королевы-матери и королевы-сестры, пришедшие из древнейших времен, сохранялись в Африке вплоть до прошлого столетия [7]. Кроме того, есть все основания предполагать, что африканские Амазонки гораздо старше евразийских, и именно их существование историки древности связывали с легендами о затонувшей Атлантиде или о Канарских островах. В Северной Африке одно из племен женщин-воительниц послужило основой для возникновения мифа о Горгонах, число которых позже было сокращено до трех сестер (включая Медузу), известных в Греции классического периода. Свирепые Горгоны со змеями вместо волос (образы воинственной женщины, охваченной духом борьбы) являются сюжетом, весьма распространенным в Средиземноморье вплоть до Русской равнины. Африканские Горгоны были в действительности одним из оргиастических женских племен пророчиц в Ливии, символом которого являлось изображение питона; они носили на себе змеиную кожу и были вооружены двойными топорами, изображения которых обнаружены на Крите периода Бронзового века. Афина, культ которой также зародился в Африке, часто изображалась с лицом Горгоны на своем нагруднике.

Мои научно-исследовательские методы необычны с академической точки зрения, но я отдаюсь работе со всей страстью. Моя ученая деятельность подкрепляется живым воображением и обнаружением глубокой замечательной синхронности в исследованиях; все это вместе взятое заставляет меня считать, что моя работа в данной области - это не столько университетский, сколько духовный вопрос. Мое ассоциативное мышление может показаться диким даже по моим стандартам, но моя способность концентрировать внимание и сосредотачиваться на изучаемом предмете неизбежно ведет меня в те области, где стираются границы между дисциплинами и охватываются обширные временные периоды и географические пространства. Даже во время поездки в Россию я задумалась в первое утро моего пребывания в Ростове-на-Дону о "дочерях Дану", степном племени, мигрировавшем в Ирландию и заселившим этот остров задолго до наступления христианской эры. Имя Дану - это имя богини, которое присваивалось всем рекам, текущим в Черное море (Данувий - Дунай, Днестр, Днепр, Донец и Дон), и археологи согласны с тем, что ирландские кельты каким-то образом состояли в родстве с индоевропейскими степными племенами. Имеется также информация о сложной связи между Индией, Тибетом и Ирландией благодаря имени Тары, которая почиталась как богиня в Индии и Тибете, но одновременно с тем ее чтили и в одной из местностей Ирландии как богиню свободы, и ее именем совершалась коронация местных монархов, чем подчеркивался факт суверенитета их народа.

Заинтересовавшись ритуалами Менад (диких женщин Диониса, проводивших экстатические обряды со змеями в руках и совершавших оргиастические танцы в Средиземноморье), я выяснила, что их обрядность близка к обрядности Амазонок; как Амазонки, так и Менады оказались связанными с образом Горгон; наконец, все они каким-то образом связаны с норманнскими Валькириями и тибетскими Дакини, разделяя общие признаки с ритуалистикой этрусков! "Кавказоидная" или "индоевропейская" мумия, недавно обнаруженная в замороженной могиле в Алтайских горах, также разделяет общие иконографические признаки с женщинами из захоронений Чатал-Гуюка, несмотря на то, что эти захоронения разделены тысячами лет во времени и тысячами миль в расстоянии. И тибетские Дакини, практиковавшие свои обряды на кладбищах и в гробницах, видимо, также напрямую связаны с воительницами и жрицами Амазонок, похороненными в позе танца на целую тысячу лет раньше, чем эта же поза стала присуща женским изображениям в западной части Центральной Азии.

Согласно утверждениям исследователя тибетского индуизма Дэвида Снэллгроува, большинство переводов буддийских текстов на китайский язык было сделано не с индийского, а с центрально-азиатского (тибетского). История гласит, что впервые буддизм проник в Тибет посредством деятельности двух жен тибетского короля в VII веке, одна из которых была родом из Китая, а другая - из Непала; обе они, как говорят, способствовали распространению буддизма в Тибете благодаря этому браку. Это предание особенно интересно в свете археологических исследований в обширных восточных степях Сака (области более позднего распространения буддизма), где во время раскопок были извлечены останки мужчин евразийского облика, а женщин - монголоидного; без сомнений, речь в данном случае явно идет о смешанных браках. Согласно Джозефу Нидхэму, древнекитайские женщины-шаманки, называемые "Ву", активно способствовали проведению исцеляющих религиозных обрядов в Китае по крайней мере во времена протогосударства Шан [8] и культа знаменитого костяного оракула, до наступления на эту местность конфуцианства (около 200 г. до н.э.), когда они подверглись гонениям. Я всегда задавалась вопросом: куда они делись потом? Китайский иероглиф "Ву" стал означать "Ведьма", но не в смысле целительства; а иероглиф, означающий исцеление, стал прилагаться к другому знаку, означающему "спирт" или "алкоголь", имеющему отношение к более поздней системе травяной китайской медицины.

Народ восточных степей, называемый китайцами "Юэ-чи", как полагают, является массагетами ("великими гетами") [9], обычаи которых предусматривали полное равенство женщин, о чем писал в свое время Геродот (Они носили мужскую одежду, охотились и, подобно мужчинам, участвовали в конном бою). Именно массагетам и принадлежат Пазырыкские захоронения, а позже, во II веке до н.э. они были вытеснены на запад, в скифские земли (Северное Причерноморье в Восточной Европе и запад Фракии) и на юг, в Индию; Снэллгроув связывает их с династией Кушанов, правившей предположительно самой могущественной державой того времени [10], а также, возможно, именно им принадлежат тохарские [11] мумии из захоронений в горах Тянь-Шань. На этих женских мумиях - футовой высоты остроконечные черные головные уборы конической формы; это сближает их с шаманской атрибутикой мумий из захоронений в Алтае и в Пазырыке. Китайские и тибетские тексты, относящиеся к периоду династии Тан (VII в.) [12], содержат в себе подробные описания "Западной Страны женщин", которая, как полагают некоторые ученые, могла быть восточным Тибетом, но также могла располагаться и в Тянь-Шане.

Прошлой весной меня посетило очень живое и яркое видение, в котором верх моей головы был подобен вулкану, из жерла которого, словно глазурный свадебный торт, поднялась ступа [13]. С тех пор я обратила внимание на то, что на многих изображениях Будды ступа тоже выходит из головы, но аналогичные выступы встречаются на головах женских статуй и статуэток, относящихся к различным до-буддийским культурам. Во время поездки по России мы видели многочисленные женские изображения так называемой "Бабы", датирующиеся еще Бронзовым веком (около 2000 лет до н.э.), и даже Средними веками; многие из них также имеют на головах характерные вздутия, которыми позже были увенчаны Шива и Будда. Этрусские жрицы намеренно носили остроконечные шапки, обладающие большой схожестью с этим символом, похожим на этрусский камень-ступу или омфалы [14], которые появились приблизительно в V столетии до н.э. (все та же традиционная дата рождения Будды).

Древние корни женского шаманизма расположены в Палеолите, к которому относятся статуэтки "Венеры", лунные календари, изображения лошадей, северных оленей и необычное наскальное искусство. Кочевники Сибири, хотя и не имея полной возможности практиковать свои старинные обряды, все же продолжают обращаться к шаманам и пользоваться пророчествами даже в наши дни; многие из практикующих древние ритуалы - женщины.



Автор: Вики Ноубл
Перевел с англ.: Шико Тан




Примечания переводчика

[1] ДАКИНИ - в индуистской мифологии демоницы, спутницы богини Кали.

[2] ПАЗЫРЫКСКИЕ КУРГАНЫ железного века (V-III в.в. до н.э.) - в долине Пазырык на Алтае. Погребения, в которых благодаря многолетней мерзлоте сохранились изделия из дерева, кожи, ткани, меха, металла, трупы людей и коней.

[3] СЕМИБРАТНИЕ КУРГАНЫ И ГОРОДИЩЕ - группа курганов V-IV в.в. до н.э. и остатки укрепленного поселения синдов V в. до н.э. - II в. н.э. на р. Кубань, близ станицы Варениковская, Краснодарский край. Погребения с конями, золотыми украшениями, на городище - каменные стены с башнями, дома.

[4] ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ - торгово-обменный путь гигантской протяженности, шедший из центральных районов Китая в Индию и Переднюю Азию, а в первые века н.э. связывавший великие империи древности - Китай, Парфию и Древний Рим.

[5] ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - археологическая культура бронзового века (середина III - 1-я половина II тысячелетия до н.э) в Индии и Пакистане. Название по находкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов и др. Хозяйство: земледелие, скотоводство, ремесла.

[6] РИТОН (греч. rhyton, от rheo - теку) - сосуд для питья (из глины, металла или рога) в виде рога животного. Часто завершался скульптурой и украшался рельефами. - прим. перев.

[7] Имеется в виду XIX век, так как эта статья была написана г-жой Ноубл в 1998 году.

[8] ШАН (Инь) - раннее государство на территории Китая в долине среднего течения р. Хуанхэ. Пало в XII в до н.э. и было поглощено государством Чжоу.

[9] МАССАГЕТЫ - собирательное название кочевых племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов.

[10] КУШАНЫ - правящая династия одного из крупнейших государств Азии, Кушанского царства (начало I тысячелетия н.э.), которое охватывало Афганистан, северо-западную Индию, часть Средней Азии.

[11] ТОХАРЫ - народ, обитавший в Средней Азии во II в. до н.э. - I тысячелетии н.э.

[12] ТАН - династия в древнем Китае (618-907 г.г.). Пришла к власти в ходе гражданской смуты, приведшей к падению династии Суй в 616 г.

[13] СТУПА (санскр., букв. - куча земли, камней) - буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и другие.

[14] ОМФАЛ (Омфалос) - в мифологии Средиземноморья священный камень. Самый известный омфал находился в Дельфах и считался центром Земли (пуп Земли).


Категория: Статьи | Добавил: Viacerta
Просмотров: 1977 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Город виккан
  • ВКонтакте
  • Wiki-Wicca
  • Магия, Колдовство, Викка, Шаманизм - авторский сайт Александры Черепановой


  • Последние добавленные тексты Via Certa
    Copyright Via Certa © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Авторская страница Viacerta